Политаев   Петр Петрович

Экзамен: 4 курс (7-й семестр)

 

Лекции листаем ниже!!!

Политология

«Утверждаю»

Зав. каф.  политологии и права

проф.                                       Егоров.

«       »    ноября      2012 г.

Вопросы

для экзаменов по Политологии для студентов 4-го курса  заочного отделения  факультета Истории, политологи и права.

 

1. Понятия: «политика», «логос» и «политология».

2. Политология как система знаний о политике, власти и государстве с древних пор до  наших дней.

3.Политология как наука о политике, власти и государстве : объект, предмет, функции и методы.

4.Основные этапы в развитии политологии как системы знаний о политике,  власти и государстве.

5.Учение о политике, власти и государстве в Древнем Китае и Древней Индии: конфуцианство и Веды.

6.Учение о политике, власти и государстве в Древней Греции: Платон и Аристотель

7.Учение о политике, власти и государстве  в средние века: А.Августин и Ф.Аквинский

8.Учения о политике, власти и государстве в эпоху Возрождения: Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Ж.Ж. Руссо.

9.Учения о политике, власти,  и государстве  социалистов  - утопистов:  Т. Мор, Т. Кампанелла.

10.Позитивистское направление в  зарождении науке о политике, власти и государстве: М.Вебер, Парепто.

11.Историко-материалистическое  направление в родившейся  о политике, власти и государстве: К Маркс и Ф.Энгельс.

12.Особенности развития учений о политике, власти и государстве  в России: XIX-XX в.в.

13 Учения о политике, власти и государстве «Славянофилов»: (И.Киреевский, А.Хомяков). «Западников»: (Т.Грановский, Н.Огарев).

14. Учения о политике, власти и государстве  «Народников»: (П.Лавров, П.Ткачев) и российских анархистов  (М. Баканин и П. Кропоткин).

15. Учения о политике, власти и государстве  «Революционных демократов»: (В.Белинский, Н.Чернышевский).

16. Развитие марксистской науки о политике, власти и государстве  в России: Г.Плеханов, В. Ульянов (Ленин).

17. Политика – центральная проблема  политологических учений: сущность и перспективы развития.

18. Соотношение политики и экономики, политики и морали, политики и права в классовом обществе.

19. Современные зарубежные и отечественные учения о политике: консерватизм , либерализм и социал-демократизм.

20. Политическая система классового общества: понятия, классификации и структура.

21. Политические силы как источник любой политической системы: классы, партии,  государства.

22. Государство как основная  политическая сила политической системы:  понятия, основные  признаки и перспективы развития.

23. Политические отношения, процессы как,  механизм,  функционирования политической системы.

24. Политическая культура как результат функционирования любой политической системы: политические идеологии и политические институты.

25. Власть в системе политических отношений: понятия и основные виды

26. Соотношение власти и политики в  разных  политологических идеологиях современности.

27. Структура государственной власти в Советской и современной России.

28. Принципы организации и функционирования  государственной власти в СССР и в современной России.

29. Политические и государственные режимы: понятия, соотношения и классификация.

30. Государственные режим в современной России: предметы ведения РФ и субъектов Федерации по Конституции РФ

31. Политическая элита:  понятия и структура  в современной России.

32. Политическое лидерство: понятия и природа и виды лидеров.

33. Политические партии: понятия,  типологии и основные признаки.

34.»Гражданское общество» и «правовое государство»: понятия и соотношение.

35. Проблемы формирования «гражданского общества» и «правового государства» в современной России.

36. Национальный вопрос  в политике Советской и современной России.

37. Национальная политика и национальные отношения: понятия и соотношения в разных по типу государствах.

38.  Политические конфликты  в классовом обществе:  понятия и классификации.

39. Политический кризис  и политический терроризм: понятия и соотношения.

40. Пути предупреждения, разрешения и прекращения политических конфликтов в современной России.


 


Актуальность курса политология:

Все мы граждане конкретного государства и мы должны знать какие  у нас права, свободы и обязанности, но  и  знать что такое государство и в чем  его сущность, знать, что такое власть и что такое политика.  Вместе с тем, мы должны знать не только, где мы живем, но и знать предысторию нашего государства.  Мы ушли от социалистического к буржуазному государству. Гражданин государства – это принадлежность человека к государству.

Теоретическая  значимость курса обусловлена отсутствием  однозначного представления о власти, о государстве и о политики.  Это обусловлено несколькими причинами:

  1. С древних пор до наши дней у нас расколоты в  мировоззрение на идеалистов и реалистов (материалисты). Идеалистов больше чем реалистов. Сегодня только из 7 млрд. 5 млрд. люди верующие – и это значит это идеалисты. Идеалисты считают, что идея первична.
  2. Раскол в методологии познания. Есть два метода познания: метафизика – поверхностный подход в изучении того или иного предмета;  диалектика – глубинный подход, на базе объективных законов развития природы, общества, человеческого мышления.
  3. Классовый раскол – появился с возникновений неравных отношений к средствам  производства. С возникновением частной собственности. Ч.С. – присвоение  чужого, неоплачиваемого (труд крепостного) или частичного оплачиваемого труда. У угнетателей одно представление о власти, о политики, а у угнетенных другое.  Угнетенные больше реалисты,  в познание диалектики т.к. глубже пытаемся проникнуть в явления и понять почему одни угнетенные, а другие угнетатели.

 

1. Понятия: «политика», «логос» и «политология» в разных мировоззренческих теориях.

Основными противоположными теориями являются:

-  теория исторический материализм – марксизм;

-позитивизм -  Конт, Вебер, демократы, фашисты, которая противостоит историческому реализму.

Политика – (с гр.  Полис) – город государство. Все жители  этого города-государства назывались  политические люди и все занимались политикой (идеализм). Так трактовалось в древности, так трактуют и по сей день. Политика  - это общественные или государственные дела город-полис  приравнивается к обществу, общество – это  государство, государство это общество, поэтому житие в  этом городе- государстве есть занятие всеми делами в городе это и называется – осуществлять политику (идеалисты).

Политика – это искусство управления. Это понятие не выдерживает критики, потому что неясно, что такое искусство (это мастерство), а управление (с реалист. позиций – делать правильно, как требует реальность), но это не имеет отношение к политике.  (идеалисты).

Политика – отношение между социальными общностями в общих интересов по средствам политической власти. Возникает вопрос, что такое политическая власть, если не ясно, что такое  политика. (идеалисты).

Политика – отношения между большими группами людей – классами, их партиями, отношения между государствами и группами государств по поводу власти т.е. по поводу государственной власти т.е. по поводу угнетения одних другими.  (марксистская).

Понятия политика  - нет однозначного.

Логос – ( с гр. Слово, учение, наука) – слово не равно учению, а учение не равно науке, поэтому, говорить о том, что  Логос  - это есть наука  - нельзя. Логос – это не есть учение, т.к. учения бывают  разными. Есть научное и  ненаучное учение (например, богословское учение – не наука (не научное)).Говорить, что Логос это только наука, только слово, только учение – нельзя.

Логос- это система знаний о чем –то Каждая система имеет разные учения –научные и ненаучные.

Политология  - наука о политике – это неверно, потому, что наука – это такая система знаний, которая имеет дело только с реальностью (с тем, что существует), но мало признавать то, существование реальности (позитивисты тоже признают реальность), но научное представление  должно опираться на  знание объективных законов  т.е. таких связей, которые независит от воли или сознания  людей (закон  единства борьбы противоположностей,  закон отрицания отрицания-законы диалектики). Есть законы химии, физики, биологии, политологии,  знать объективные законы, то тогда мы становимся на позиции науки, если мы изобретаем какие-то законы сами субъективно и, веруя в них начинаем говорить , что  это есть истина в последней инстанции – это идеализм.

Политология, как наука должна иметь объект исследования, предмет исследования (законы и закономерности возникновения, становления, развития перспектив того или иного явления реально существующего), функции (какие задачи решать), методы исследования.

С наукой осуществлять всякую политологию нельзя. Есть политология научная и есть политология ненаучная.

Политология – система знаний о политике в целом.

 

 

2. Политология как система знаний о политике, власти и государстве с древних пор до  наших дней.

Не было, нет и не будет однозначных представлений по вопросу  о политике в целом. Политология – как совокупность учений о политике в целом с древности показывает, что это есть действительно совокупность всех  учений, как научных учений (с древности) в плоть до наших  дней эти учения о политике разные. Реальность такова, что учения  о политике разные, нельзя политологию отождествлять ни с одни из этих учений, а мы будем говорить, что это система тех учений, которое имеют место с древних дней. (Разные мировоззрения, разные подходы, разные методологии).

 

3.Политология как наука о политике, власти и государстве : объект, предмет, функции и методы.

Политология как наука о политике: если наука  - то мы должны четко доказать ее объект, предмет, функции и методы. Если это есть все в учении о политике, то это научная политология, есоли этого нет, это ненаучное учение, но учение.

Объект политологии, как науки:

  1. Политика в целом.
  2. Государственная власть.
  3. Государство (политическая организация).

В человеческом обществе власти не существует, если здесь мы на равных и равные отношения к средствам производства. Если  есть неравные отношения к средствам производства, то общество раскалывается на угнетателей и  угнетенных.

Предмет:

Предметом у   всякой науки являются обязательно устойчивые и повторяющиеся связи развития и возникновения политики, власти, государства, законы и закономерности. Если  у этого учения раскрываются учения объективные законы возникновения власти,  государства и политики в целом, то можно сказать, что у этой политологии есть предмет – т.е. законы и закономерности.

Функции:

Это основные задачи, которые должна выполнять наука, а всякое научное знание предусматривает задачи:

  1. 1.      Познать реальность (познать то явление, которое изучаем).Познать причинны возникновения власти и государства.
  2. Спрогнозировать развитие этого явления на перспективы.
  3. Преобразовательная функция  т.е. мало объяснить мир, а задача ученого преобразовать мир в интересах трудящихся.

Методы («методос» – путь к чему-то, путь к истине) :

  1. Всеобщие методы, как в науке, так и обыденной жизни: метафизика (поверхностный подход), диалектика (глубинный метод).
  2. Общенаучные методы – используются в любой  науке: анализ и синтез, индукция и дедукция и т.д.
  3. Собственно научные методы – в физике  методы физике, в химии свои методы, в биологии свои методы, в социологии политике (политологии) – свои методы.

В социологии методы связаны с человеческим общением: опросы, тестирование, изучение мнения людей.

  1. Метод сравнительного анализа (основной метод) – политология есть отношение между классами, между партиями, группами государств и по поводу власти и нужно сравнивать как к какому-либо вопросу относятся угнетатели и угнетенные, идеалисты и реалисты, диалектики и метафизики.

 

 

 

4.Основные этапы в развитии политологии как системы знаний о политике,  власти и государстве. 

Однозначного  представления об этапах развития  нет т.к. берутся разные  подходы к раскрытию этих этапов. Позитивисты берут исторический, содержательные этапы и т.д.

Реалисты классифицируют по разным основаниям.

Исторические этапы:

  1. Древний этап до начала нашей эры (учение о политике в древней Индии, Китае, Греции) – Платон, Аристотель.
  2. Средневековый (с 1 по 16 век включительно ) – А. Аврелий, Ф. Аквинский.
  3. Эпоха возрождения (Новое время ) – Макиавелли, Т. Мор, Кампанелла, Гоббс, Локк, Монтескье.
  4. Новейшее время – Ж.Ж.Руссо(в общественном договоре), Маркс, Энгельс(марксизм), М.Вебер (позитивисты).
  5. Современный этап с 20 по 21 веков.

 

????Основные направлении  в становления науки о политике: позитивизм и исторический материализм .

Наука – это система  знаний с объектом, предметом, функциями и методами исследования.

Два направления в становлении.

  1. Позитивизм. Основоположник Огюст Конт, который впервые выпустил книгу в 1741 году о позитивной философии. Суть позитивизма – он признает существования реальности, если объективный  и субъективный идеализм до позитивизма в целом признавали в основу божественное  происхождение всего, что существует, то позитивизм не ведет открытой борьбы против религии, но признает, что реальность существует. Позитивизм в развитии  чел. общества не видит объективных законов в возникновения общества, государства и власти, политики. И сводит к законам физики и механики т.е. становится на позиции метафизики (мета - после чего-то, а после физики возникла механика) т.е. сводят к законам физики и механики. Потом все сводят к законам психологии. Потом встал М.Вебер и т.д.
  2. Исторический материализм – опирается на законы диалектики т.е. он использует в своих учения объективные законы развития: перехода  количественное  изменения в качественное, закон отрицания отрицанием и т.д. Исторический материализм раскрывает  объективные законы развития возникновения,  развития, становления и  развитии на перспективу чел. общества.  Если позитивизм опирается на законы естествознания – физики, механики, психики, а исторический материализм опирается на  всеобщие законы и на социологические и политологические законы (раскрывают возникновение и становление, развитие общества, возникновение власти, политики, государства и перспективы их развития на будущего).  Исторический  материализм  более реалистичен. Позитивизм он тоже соглашается с реальностью, но трактует  ее с позиции физики, механики, естествознания, но не с позиции диалектического  и исторического материализма.

 

 

5.Учение о политике, власти и государстве в Древнем Китае и Древней Индии: конфуцианство и Веды.

Эти учения относятся к Первому  историческому этапу в развитии о политике. Древнеиндийские учения о политики  и власти нашли свое отражение в 15-10 веках до нашей эры. Самыми древними памятниками в целом учении о политике на земле – индийские веды. В этих Ведах были представлены гимны многочисленным  богам.

Их суть: единство целостности духовной субстанции и индивидуальной души. С позиции  Ведов боги являются источником власти земного правителя. Эти боги вместе  с земным правителям вершат судьбы людей и земные дела. Идет разделение властей: богов и земных правителей – это основа идеи о разделении властей.

Второе учение о политике в Древнем Китае – это учение  - конфуцианство. Конфуций (551-479 до н.э.). Его взгляды были изложены последователями в книг е Лунь-Юль (Беседы и суждения). Суть суждений:

-Судьба человека определяется небом, поэтому  деление людей на благородных  это установлено небом. Такое деление НЕ должно быть изменено  потому что это угодно небу.

-Младшие должны безропотно подчиняться старшим (реалисты говорят, что отношения старших и младших  должны быть на равных).  

-Нижестоящие должны безропотно подчиняться благородным  людям.

В этих учениях четко обосновывается социальное неравенство, которое порождено небесной волей. Поэтому государство должно быть в интересы привилегированных классов и слоев и должно служить благородным людям. Так как с небесной волей  связан только император, то он и должен  быть единственной властью на земле. Здесь ставится принцем неделимости власти на земле (в индии власть делится с богами).

Вывод: В Древнеиндийской и Древнекитайской политологии и учении о политике  впервые мы видим  с одной стороны представить попытку разделения  властей между богами и правителем, с другой стороны в Китае  мы видим обоснование неделимости власти.

 

 

 

 

6.Учение о политике, власти и государстве в Древней Греции: Платон и Аристотель

Платон (428-347 до н.э.)  - это философ, политический деятель, ученик Сократа.  Это основатель субъективно  идеализма взглядов на мир в целом, на общество, государство  и политику. Автор свыше  30 произведений (самое известное произведение о государстве). Суть его воззрений -  бытие  - это бестелесная форма вещей(бытие есть идеи), а этим идем противостоит небытие (материя и пространство. Отсюда воззрение на государство и политику у Платона чисто субъективное, что государство это продукт идеи справедливости, что люди  жили веками, а потом решили, что справедливо будет создать государство. Идея справедливости вытекает  из соответствия:

- космоса,

- государства

- индивида.

При этом он считал, что душа индивида имеет три начала :

– разум,

- ярость,

- вожделение (блаженство).

А этим трем началом в государстве  должны соответствовать трем началам: 

- разуму соответствует совещательность;

- Ярости соответствует – защита

-блаженству соответствует дело

А этим  трем началам  соответствует начала три группы людей:

- совещательности – правители(философы)

-защите – войны

-делу – производители.

Поэтому Платон считал справедливым  соподчиненность всех начал и главное, чтобы:

  1. Философы могут размышлять, поэтому они должны управлять.
  2. Воины способны защищать и поэтому они должны противостоять ярости
  3. Производители способны создавать, поэтому их обязанность трудится.

 

Аристотель (384-322 до н.э.)  - это древнегреческий философ и политолог. Лучший ученик  Платона, а лучший звучит «аристо», поэтому аристократы – власть лучших, а аристократов переименовали в элиту.  Аристотель  подверг критики бестелесных идей Платона,  т.е. он был ближе к  реализму, он не считал, что из идей образуются  что-то материальное. Преодолеть в целом субъективного идеализма Платона, он не смог. «Он колебался между идеализмом и реализмом»  - оценка Ленина. Аристотель в Афинах создал свою школу, которая называлась  Ликей. Суть его воззрений:

Он субъективно выделял три начала:

- теория бытия

-учение о человеческой деятельности (практика)

-учение о творчестве (поэзия)

При этом он считал, что предметом любой  науки является то общее, что постигается умом. Таким образцом ума для Аристотеля был Бог.

Общество он отождествлял с государством и субъективно  считал, что рабовладение это продукт самой природы. Поэтому для него рабы – это говорящие существа. А государство это высшая форма справедливости.  В своей работе «Политика» он считает, что  город – это полис, поэтому все жители этого города-государства существа политисческие. А общение между всеми этими жителями это дело политическое. Аристотель ратует за частную собственность (неравное отношение к средствам производства), чтобы были рабы, за права человека, за семью, но он против освобождение рабов. Для Аристотеля равенство, это равенство эксплуататоров.

 

 

7.Учение о политике, власти и государстве  в средние века: А. Августин и Ф.Аквинский

Аврелий Августин «Блаженный» (354-430) – епископ в северной Африки. Влиятельный  представитель патристики – учение о родине.  Главный принцип  его идеалистический – без веры в Бога нет истины. Отсюда его учение и о государстве – государство он делил на две части – есть град Божий (основной труд его так и назывался «О граде Божьем») и есть град Земной. Поэтому, он  считал, что государство – Божественное предопределение, а потому земному государству он противопоставляет  град Божий, а град Божий – это всемирное господство церкви. Августин один из главных идеологов религиозных государств.

Фома Аквинский (1225-1274)  - католический теолог (Тео - Бог, логос-учение) – это монах,  ученик Альберта Великого. За свои деяния в 1323 году он был причислен к лику святых и был назван Аквиантом, а родился он в Аквино близ Неаполя. 

Во взглядах  на государства Фома Аквинский интерпретировал  Аристотеля и пытался приспособить учения Аристотеля к христианскому вероучению. Цель его: выхолостить даже элементы реализма, которые имели  место в учении Аристотеля и укрепить  объективный идеализм во взглядах на власть, политику и государство.

 Суть учения: это гармония веры и разума. Разум способен доказать бытие Бога, раз разум может  доказать бытие Бога ,то может доказать  бытие государства, которое создал Бог.  Согласно Ф.Аквинского – государство это дар Божий.

Вывод: средневековые учения о политике, о государстве. Они глубоко идеалистичны и утопичны. И они четко выражали интересы церкви и пытались навязать идею религиозного государства, а  значит и религиозной политики государство. Пытались навязать Божественного происхождения государства.

 

 

8.Учения о политике, власти и государстве в эпоху Возрождения: Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Ж.Ж. Руссо.

Никколо Дибернардо Макиавелли (1469-1527) – итальянский мыслитель, политолог,, происходил из флорентийской дворянской семьи юриста. Противник Медичи (которые господствовали во Флоренции), встал на сторону республиканцев и занимался внешнеполитической деятельностью. После того, как республика погибла и к власти вернулись  Медичи, как государи, Макиавелли был арестован и выслан в свое поместье.

Там он написал большинство своих произведений.

Суть его учений: 

а)Он впервые за все средневековье обосновал необходимость нерелигиозного не богословского государства, хотя на базе идеализма. На основе идеи- что существует единая природа человека (раб = рабовладельцу и т.д.).

б) Он пытался раскрыть законы общественного  развития с  антитеологических  (антибогословских) позиций. Но пдходил он субъективно к этому вопросу: например, еще до Гоббса он выводил природу государства из эгоизма человека, что государство возникло благодаря  эгоизму людей.

            в) Он был  приверженцем идеи  о решающем влиянии климата на нравы людей.

Несмотря на  идеализм во  взглядах на природу государства он пытался доказать, что суть государства – это насилие. Он критиковал феодализм и государство  за пропаганду  смирения и непротивлению насилию, но боялся бедных – т.е. народа. 

Учение о государстве он связывал  с  деятельностью сильной личности.  Его главное произведение называется  «государь», где государя он сравнивает со львом и лисицей – государь может убивать и  обманывать, но это для блага государства.

Вывод: Макиавелли  антибогослов (антитеолог) в политике и раскрывает суть государства не в божестве, а в насилие и главным должен быть государь. Но он является идеологом абсолютизма и аморализма почему он и был принят на вооружение фашистами германии

(Новое время) Т.Гоббс (1588-1679) – анг. Мыслитель впервые выдвинул идею  общественного договора. Эта идея выдвинута в его работе, опубликованная в 1642 г «Философские элементы учения о гражданине» в этом произведении он делает вывод, что все воевали против всех, но не указывает , когда это раньше (в родоплеменных отношениях не было власти, не было войн – там не могли воевать рода и племена руг против друга т.к. мужчины одного рода все мужья другого рода и т.д.). Гоббс, считал, что нужен общественный договор, если раньше воевали все против всех, то  теперь надо подписать договор, который позволил бы ограничить свободу граждан в пользу государственных органов, а это обеспечит мир и безопасность всем т.к. блага народа – это высший закон государства.

Дж. Локк – 1632-1704) – главная его политологическая идея – это идея свободы, которая не равна анархии, а свобода это естественное право (это идеализм т.к. естественного права нет и не может быть, т.к. всякое право создается государством). Впервые Локк пытается поделить государственную власть на: законодательную, исполнительную и союзную. Именно он был инициатором врожденного право – всякое право дается человеку при рождении (право  на жизнь, на свободу, на собственность).

            Монтескье ( 1689-17555)  - это деятель развивает идею разделения властей и разделяет идею трех видов правления : демократия, аристократия и деспотия.

Все: Гоббс, Локк и Монтескье стояли на позициях субъективного реализма.

            Жан Жак Руссо (1712-1778) – буржуазный мыслитель из французских просветителей. Признавал два источника происхождения мира и государства – божественное и духовное. Резко критиковал феодализм, ратовал за буржуазную демократию – за гражданские  свободы для буржуазии, равенство между буржуа.  Причину неравенства видел в частной собственности, но утопически  предполагал, что местная собственность уравняет всех. (Собственность – распоряжение трудом. Спиноза). Это стремление уровнять всех привело Руссо к поддержке той идеи, которую высказал Гоббс – это разработать общественный договор. Согласно этой теории естественным состоянии было войны всех против всех, а между людьми была дружба и гармони. Главная его работа об общественном договоре, что  общ. договор – это признание людьми необходимости подчинять свою волю – воле большинства  (идеализм – в условиях вне равных отношениях к средствам производства  -  этого быть не может  т.к. люди расколоты на угнетателей и угнетенных).

 

9.Учения о политике, власти,  и государстве  социалистов  - утопистов:  Т. Мор, Т. Кампанелла.

Оба стояли у истоков утопического социализма.

Томас Мор (1478-1535) –анг. Гуманист и политический деятель. Родоначальник  утопического социализма. После него Никколо Макиавелли стал одним из первых идеологов феодализма. Он сын королевского судьи (сын юриста).

Суть учений: он пытался теоретически осмыслить  античных учений о политике – Аристотеля, Платона.  И попытался осуществить практический анализ реальных государственных отношений эпохи становления капитализма. Первая книга «Утопия» - в этой книге Мор критикует социальное и политическое устройство Англии и др. государст. Первый увидел причину социальной несправедливости - частная собственность.  Он говорил: «где есть частная собственность, там обязательно все  измеряется деньгами, там не может быть  справедливого управления в государстве».  Он делал вывод: необходимо в интересах  справедливости – уничтожить частную собственность. Основой справедливости должна стать общественная  собственность. В этом суть социализма. Утопия  в построении идеального государства, якобы можно построить идеальное государство, практически с реалистических (марксистских) позиций это невозможно. Так как Государство не равно обществу.

Он считал, что можно ликвидировать паразитизм. Паразиты – праздношатающиеся церковные служители.  Он их называл тунеядцами в ливреях. Но ликвидировать их можно следуя законы. Считал, что это можно сделать если люди будут действовать разумно и при полном повиновении закону.  А в обществе существуют не законы, а мораль.(Моральные и нравственные законы – ЭТО ОДИНАКОВЫЕ ПОНЯТИЯ!!!!) 

Томас Мор в своем идеальном государстве допускает рабство. У него идеал 40 свободных мужчин и женщин и два раба.

 Томмаза  Кампанелла (1568-1639) – это сын сапожника, сын монаха. Борец с испанским игом. Образование  получил в монастыре. Не раз арестовывался инквизицией за мировоззрения под влиянием идей Платона и Аристотеля. За участие в заговоре в 1599 году брошен в тюрьму, где просидел 27 лет. Здесь он и начал писать свое утопическое  произведение «Город солнца».  В этом городе он рисует общинную жизнь в городе. Город-солнца это крепость на высокой  горе, где нет частной собственности (повторяет здесь Т. Мора) и тоже считал, что главная причина грабежа государства – это частная собственность.

Он за общественную собственность и всеобщий труд, но утопически рассуждал о равенстве и о братстве, что все люди братья  и сестры(как это говорится в религии) и может быть равенство, но объективно равенства быть  не может, а равное  отношение к средствам производства и равное отношение  друг к другу должно быть.

Он выступает за такие политические силы, которые способны  уничтожить частную и установить общественную  собственность, но не называет какие это силы. Он этого знать не мог, т.к. тогда не было капитализма и не было пролетарий – люди наемного труда.

 

 

10.Позитивистское направление в  зарождении науке о политике, власти и государстве: М.Вебер, Парето.

Диаметрально противоположность историческому материализму  в политологии – это позитивизм т.е. позитивистское направление. Основоположником которого был Агюст Конт(1798-1857), который в 1834 году выпустил книгу «Философия позитивизма». В ней он пытался доказать, что суть  позитивизма в том, что общество развивается  по законам естественным (законам физики, механики и т.д.), но не видел объективных законов человеческого общества. Эти законы развития человеческого общества раскрыли Маркс и Энгельс (середина – конец 19 века).

Маркс Вебер (1864-1920) – один из ярких представителей позитивизма. Он  является последователем позитивной философии. Суть позитивизма: автоматический перенос развития природы на общество, политику, власть и государство.

Основной труд собрание сочинений по социологии и социальной политике, где он говорит, что общество  и государство –это одно и то же. Теоретическое база его учение – учение о понятиях, а не о реальности (как понятия возникают и т.д., но не как реальность возникла). Будучи субъективистом он отрицал  объективность законов общества и государства, поэтому все понятия о обществе, государстве, политике по Веберу это не отражение реальности, а условные идеальные типы – субъективизм. Субъективизм Вебера  в учении о политике в том, что он видел  противоположность интересов в государстве, но лишь между политиками, партиями и чиновниками.

Парето  Вильфредо (1848-1923) – итал. буржуазный политолог. Отрицал объективные предпосылки возникновения общества и государства, что породило это все психика людей.

Он пытается положительно (позитивно) изучать функциональную зависимость общественных явлений (т.е. то что механически происходит в общественных явлениях – характеризует его как метафизика). Он с эти позиций оценивает  поступки людей. «Люди не поступаю так, как думают, а наоборот думают так, как поступают» - значит для него -поступки человека первичны, а мышление вторично. Почему люди поступают именно так, а не иначе он ответить не мог (Марксисты ответили: они поступаю так потому, что их поступки обусловлены  их материальным положением).

Для Парето общество и государство одно и то же – это якобы система находящаяся в равновесии – общество и государство уравновешиваю друг друга т.к. есть Антагонизм (спор, борьба) интересов лишь отдельных людей, слоев и классов. А понять откуда возникает антагонизм он понять не мог, а поражается он не равным распределением остатком, и не видел, что существует частная собственность.

Парето один из первых родоначальником теории элиты – якобы накопление остатков порождает элиту и борьба элиты за власть – это суть политике в государстве.

 

11.Историко-материалистическое  направление в родившейся  о политике, власти и государстве: К Маркс и Ф.Энгельс.

Впервые научный подход о политике, власти, государства  - ввел научный марксистский подход. Научный подход:

– реалистичен

- опирается на знание объективных законов  развития природы, общества и человечества в  целом.

Родоначальником Марксизма стали  Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Карл Маркс (1818-1883)

Фридрих Энгельс (1820-1895)

Эти ученые первые применили в учениях о политике, власти и государстве диалектико-материалистический и историко-материалистический подход.  Они доказали, что источником власти, политики,  государстве является неравное отношение людей к средствам производства.  

Это и породило экономическую власть т.е. господство над средствами производство –  материальных и духовных благ.

Экономическая власть порождает политическую власть – власть над людьми. Чтобы избавиться от власти, политики и от государства – нужно для начала поставить всех людей в равное отношение к средствам производства. Чтобы никто не мог присваивать  себе средства производства.  Есть два пути достижения этого:

-мирный путь, когда отказываются добровольно и передают власть народу.

-насильственный путь.

Суть марксистского учения о политике и о власти:

  1. В реалистическом  осмыслении общества, в единстве его  материальной и духовной жизни – экономика и общественное бытие первично, а остальное вторично.
  2. В реалистическом  подходе к раскрытию  материальной жизни общества, ав  основе материальной жизни лежит  производство материальных благ, а потребление вторично.
  3. Они показали объективные причины возникновение экономической власти, а  затем политической власти. Объективные причины увидели в частной собственности.
  4. Первые открыли законны классовой борьбы.
  5. В показе механизма классовый борьбы, который ведет к возникновению государства.

 

12.Особенности развития учений о политике, власти и государстве  в России: XIX-XX в.в.

            Главная особенность:

  1.  в период засилий идеализма и религии в России  во взглядах  на власть, политику, государство, на первый план выдвигалось  учение «Славянофилов», как основа национализма в России.
  2. По мере все большего проявления язв феодализма т.е. крепостнического строя в России возникает течение «Западников» которые призывали развиваться  по западному, капиталистическому пути.
  3. По мере ужесточения  крепостного самодержавия возникает учение  о народничестве (просветителей) и появление анархистов – отрицающие всякую власть.
  4. По мере разложения  феодализма и зарождения капитализма возникает  учение революционных демократов, которые выступают за крестьянские революции.
  5. С углублением общего кризиса капитализма, проявившегося в развязывании  империализмом первой МВ – развилась Марксистская  наука о политике в России.

Вывод: развитие политики в России происходило противоречиво как и в мире в целом, с одной стороны – это учении о политике на базе идеализма, а с другой стороны это учении на базе реализма  диалектики, историзма. К первому :славянофилы, западники, народники, анархисты. Ко второму: революционные –демократы, марксисты.

13 Учения о политике, власти и государстве «Славянофилов»: (И.Киреевский, А.Хомяков). «Западников»: (Т.Грановский, Н.Огарев).

 

14. Учения о политике, власти и государстве  «Народников»: (П.Лавров, П.Ткачев) и российских анархистов  (М. Бакунин и П. Кропоткин).

 

15. Учения о политике, власти и государстве  «Революционных демократо

Создать бесплатный сайт с uCoz