МЕТОДИЧКА (Это же и темы для Контрольных работ)
1. Предмет, методы научного исследования и задачи методики обучения истории:
Методика обучения истории как наука и как предмет изучения в высшей педагогической школе.
Предмет исследования и задачи науки методики обучения истории, ее методологические основы.
Методы научного исследования процесса школьного обучения истории,
Связи методики обучения истории с исторической наукой, с педагогикой, с педагогической психологией и школьной практикой.
Задачи, содержание и структура вузовского курса методики обучения истории.
Значение методики обучения истории для учителя. Основная методическая литература
2. Основные этапы развития методики обучения истории:
Преподавание истории в дореволюционной средней школе и развитие ис-горико-методической мысли в России.
Основные этапы развития школьного исторического образования в советский период.
Современная система школьного обучения истории.
3. Образовательно-воспитательные цели, содержание и последовательности изучения истории в современной средней школе:
3.1.Обязательный минимум, государственный стандарт и программы по
истории, базисный общеобразовательный план,
3.2 Построение и образовательно-воспитательные задачи курса истории (а !2-.-н,'1П11Си школе)
Методы предъявления исторического содержания. Линейный (хронологически-прогрессивный). Концентрический. Пропедевтические курсы Углубленное изучение истории. Интегрированные курсы («Россия и мир»).
Построение и образовательно-воспитательные задачи школьных курсов истории древнего мира и средних веков.
Построение и образовательно-воспитательные задачи школьных курсов новой и новейшей истории зарубежных стран.
Построение и образовательно-воспитательные задачи школьною курса истории России.
Построение и образовательно-воспитательные задачи факультатив-, пых курсов истории.
3.3. (Структурный методический анализ содержания школьных курсов истории.
Структурный анализ учебного- исторического материала; выделение в ходе структурного анализа обобщенных типичных компонентов учебного исторического материала. Необходимость структурного анализа для научно обоснованного определения адекватных методических приемов и средств обучения истории.
Конкретные факты общественной жизни — важнейший компонент учебного исторического материала. Познавательное и воспитательное значение исторических фактов.
Отражение в исторических фактах общего и особенного. Виды исторических фактов: единичные события и типичные повторяющиеся явления; их сходство и различия. Подразделение фактов по характеру исторического действия: относительно статичные (одномоментные) и динамичные (развивающиеся) события и явления.
Статистические данные. Раскрытие количественных и качественных сторон фактов и тенденций общественного развития.
Историческая география и хронология как необходимые компоненты предъявления фактического материала Исторические атласы, контурные карты.
Виды исторических представлений. Формирование количественных, пространственных и временных представлений.
Пути и средства изучения фактического материала. Создание конкретных представлений о жизненных фактах прошлого, о людях: типичных представителях общественных групп, классов и выдающихся исторических деятелях. Роль народных масс и выдающихся личностей в развитии общественной жизни.
Познавательная и воспитательная роль представлений в школьном обучении историй, изменение из роли в зависимости от возраста учащихся.
Исторические понятия. Роль исторических понятий в учебном познании общественной жизни: в изучении конкретных исторических фактов и их связей, в усвоении закономерностей общественного развития и формировании научного мировоззрения учащихся.
Виды исторических понятий; различные точки зрения на их классификацию. Классификация понятий по широте обобщения исторической деятельности: понятия общеисторические или социологические; понятия, отражающие общие существенные стороны отдельных социально-экономических формаций, цивилизаций; понятия, обобщающие специфическое (особенное) содержанке истории отдельных стран и народов о различные периоды общественной жизни. Взаимосвязь (и соподчинение) понятий различной широты обобщения; соотношение понятий с конкретными фактам и и представлениями.
Пути и средства формирования исторических понятий разной широты обобщения в различных по возрасту классах. Роль представлений, терминов и определений в работе над формированием понятий. Оперирование историческими понятиями; постепенное углубление, дифференциация и уточнение понятий большой широты обобщения. Завершение работы над социологическими понятиями в курсе общество ведения
Объективные исторические связи и закономерности общественного развития. Раскрытие внутренних, глубинных сторон общественного развития,
Виды исторических связей: локальные, временные, причинно-следственные, закономерные. Понятие об исторической закономерности Значение усвоения объективных исторических связей и закономерностей в учебном познании истории, в формировании научного мировоззрения учащихся.
Соотношение в учебных исторических курсах объективных исторических связей и закономерностей с различным по содержанию фактическим материалом, с историческими представлениями и понятиями.
Луги и средства изучения объективных исторических связей и закономерностей в различных по возрасту классах. Постепенное углубление знаний об исторических закономерностях в старших классах; теоретическое обобщение этих знаний в курсе обществоведения. 4. Организация школьного обучения истории:
4. 1. Система методов и методических приемов обучения истории,
Понятие о методах обучения. Различные точки зрения на классификацию методов обучения в педагогической науке по источникам исторических знаний и по способам организации познаоательной деятельности учащихся. Классификация методов обучения истории. Критерии выбора методов обучения. Взаимосвязь двух сторон методов обучения: преподавание учителя и познавательная деятельность учащихся. Познавательная, воспитательная и развивающая роль методов и методических приемов в учебном процессе по истории.
4.2. Воспитание па уроке истории.
Ориентация учащихся на проблемы человека. Овладение языком отечественной и мировой культуры и духовным опытом человечества, Восприятие целостной картины мира. Формирование у учащихся патриотического отношения к процессу становления гражданского общества в России и построения правового государства.
4.3. Словесная деятельность учителя.
Роль устного слова в обучении истории. Виды устного изложения учебного материала. Объяснительно-иллюстративный и проблемный характер изложения.
Организация познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения. Воспроизводящий и творчески-поисковый варианты познавательной деятельности. Виды творчески-поисковых заданий Беседа в обучении истории. Виды беседы, требования к ней Обучение учащихся умениям пользоваться приемами устного изложения в соответствии, с особенностями изучаемого исторического мате-4 риала.
4.4. Методы работы с печатными историческими текстами.
Роль печатных источников в обучении истории. Виды печатных источников знании по истории.
Виды исторических документов и особенности их изучения в различных по возрасту учащихся классах. Педагогическое руководство самостоятельной работой учащихся в процессе изучения документов.
Выработка у учащихся умений анализировать с научной точки зрения события и явления общественной жизни. Обучение учащихся основным видам записей при изучении текстов первоисточников. Конспектирование, создание таблиц, разработка тезисов выступления. .
Роль художественной литературы в решении образовательно-воспитательных ми развивающих задач в обучении истории.
Отбор произведений художественной литературы на уроках истории в средних и старших классах. Методика работы с художественной литературой с учащимися разного возраста
4.5. Методы работы с учебниками и учебными пособиями Рабочая тетрадь.
Роль учебника как источника знаний по истории. Приемы работы с текстом учебника с учетом задач урока и возраста учащихся. Формирование умений самостоятельной работы учащихся с учебником.
Современное представление о рабочей тетради. Виды рабочих тетрадей. Методика использования рабочей тетради.
4.6. Методы наглядного обучения истории.
Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательных и развивающих задач. Классификация наглядных средств обучения.
Предметная наглядность и приемы ее использования в обучении истории.
Изобразительная наглядность. Приемы работы учителя с учебными историческими картинами, произведениями живописи, портретами, фотографиями, карикатурами.
Роль педагогического рисунка, его значение в обучении истории.
Условная наглядность. Роль условно-графической наглядности в решении образовательно-воспитательных и развивающих задач в обучении истории. Сочетание слова и наглядности — важное условие эффективности обучения.
Развитие самостоятельности учащихся при использовании наглядного метода обучения истории. 4,7.Лабораторный метод обучения истории.
Лабораторный метод обучения как дидактическое и методическое понятие. Недостаточная разработанность лабораторного метода применительно к обучению истории. Возможности использования лабораторного метода при обучении истории в старших классах на основных и факультативных занятиях.
Образовательно-воспитательное значение лабораторного метода, установление с его помощью тесной связи школьного обучения истории с жизнью.
Виды практической познавательной деятельности учащихся: анализ периодики, беседы с представителями различных сфер деятельности, ветеранами Великой Отечественной войны и труда; анкетирование и другие приемы социологических исследований; создание рукописных исторических очерков, фотоальбомов, макетов, серий зарисовок и т.п.
Органическая связь практической деятельности учащихся с классными •занятиями. Применение и дальнейшее развитие в практической деятельности знаний и умений, приобретаемых на классных занятиях; использование знаний, добываемых из окружающей жизни, в классе — на уроках и семинарских занятиях, при изучении основных и факультативных курсов истории, а также вне класса — в выступлениях перед учениками младших классов и родителями.
Руководящая роль учителя в организации познавательной деятельности учащихся. Формирование у учащихся исследовательского подхода к окружающей действительности. 4.8, Методика развивающего обучения.
Построение содержания учебного предмета. Содержательное обобщение. Содержательная абстракция. Учебная задача. Система учебных задач. Мотивация учебной деятельности. Структура урока развивающего обучения: водно-могивационный этап, собственно учебная деятельность, контроль-коррекция. Особенности организации учебной деятельности. Собственно учебная деятельность. Совместная учебная деятельность Учитель — организатор учебной деятельности 4.9.Урок истории, его виды и построение.
Урок истории — основная форма учебно-воспитательной работы в школе. Классификация уроков истории; различные точки зрения на классификацию.
Требования, предъявляемые к урокам истории. Специфические особенности уроков истории в средних и старших классах с точки зрения образовательных и воспитательных задач, содержания и методических приемов обучения, целевых установок.
Система уроков истории, основанная на объективных исторических связях и раскрывающая связи и закономерности общественного развития. Научно-теоретическая направленность системы взаимосвязанных уроков и каждого урока истории в отдельности.
Планирование системы уроков с учетом необходимости усвоения учащимися закономерностей исторического процесса. Подготовка учителя к каждому уроку с точки зрения образовательно-воспитательных задач, содержания и методики обучения, с учетом места данного урока в системе взаимосвязанных уроков, составление конспекта или плана урока.
Семинарские и практические занятия как специфические формы обучения истории в старших классах. Место семинаров и практикумов на факультативных занятиях по истории.
4.10. Повторение учебного исторического материала, закрепление и проверка знаний и умений учащихся,
Образовательно-воспитательные задачи систематического повторения при обучении истории. Закрепление и углубление, систематизация и обобщение знаний в процессе повторения, роль повторения в формировании научного понимания истории, в усвоении важнейших историче ских понятий и законов общественного развития, выработке умений правильно ориентироваться в общественных событиях прошлого и современности.
Сопоставление и противопоставление исторических фактов, выявление черт их сходства и различия, установление признаков и этапов развития, выявление причинно-следственных и других исторических связей; подведение нового исторического материала под известные понятия, раскрытие существенных черт новых исторических понятий; установление связей между различными сторонами общественной жизни (экономика и политика, экономика и культура и т.д.); сопоставление исторических событий и явлений, происходивших одновременно в различных странах и т.д.
Необходимость систематического повторения хронологии и картографического материала для научного понимания истории. Значение повторения в развитии познавательных умений в способностей учащихся.
Организация повторения на каждом уроке и на специальных повто-рительно-обобщаюшнх уроках истории. Предварительное планирование обобщающего повторения при разработке системы уроков по теме, разделу или исторической проблеме.
Закрепление знаний и умений учащихся. Выяснение точности и глубины усвоения учениками исторических фактов, понятий, объективных связен и закономерностей, систематизация и обобщение исторических знаний, формирование научного понимания истории; развитие приемов познавательной деятельности, умений применять усвоенные знания и приемы учения.
Приемы закрепления знания и умений; устное закрепление с помощью печатных исторических текстов, на основе исторической карты и других наглядных пособий
Особенности закрепления в младших, средних и старших классах.
Систематическая проверка знаний и умений учащихся. Обучающий характер проверки знаний и умений.
Проверка усвоения учениками фактического материала, исторических понятий, объективных связей и закономерностей общественного развития, проверка умений применять полученные знания при осмыслении новых исторических фактов, при решении познавательных задач. Углубление, систематизация и обобщение исторических знаний, развитие познавательных умений в ходе проверки.
Организация и методические приемы проверки знаний и умений на уроках истории в младших, средних и старших классах; устная и письменная проверка. Педагогические условия, определяющие выбор эффективных приемов проверки знаний и умений учащихся.
Проверка знаний и умений в ходе изучения нового материалам при повторении ранее изученного.
Тематическая проверка знаний учащихся. Методика проведения специальных контрольных уроков истории. Система зачетов при изучении основных и факультативных курсов истории. Использование элементов программирования при проверке знаний. Тесты. Виды тестов. Методика обработки заданий на тестовой основе.
Оценка знаний и умений учащихся; нормы и критерии оценок по истории; текущие, четвертные, полугодовые и годовые оценки. Подготовка к экзаменам по истории; организация и проведение экзаменов. Единый Федеральный Аттестационный экзамен по истории.
4.П. Работа учителя над содержанием и методикой преподавания школьных курсов истории; проверка учителем результатов своей педагогической работы.
Систематическая работа учителя истории над углублением своих научно-теоретических и методических знаний.
Поурочное планирование исторических курсов Фиксация в планах необходимой для обучения литературы и наглядных пособий. Уточнение содержания учебных планов в процессе работы. .
Систематическая запись и обобщение результатов учебного дня с выявлением причин успехов и неудач в учебно-воспитательной работе.
Проведение экспериментальных уроков с целью проверки педагогической эффективности отдельных методов, методических приемов и средств обучения; методика проведения педагогических наблюдений и простейшего дидактического эксперимента.
4.12. Внеклассная работа по истории.
Олимпиады по истории. Тематические вечера. Внеклассное чтение. Конференции, диспуты, просмотры и обсуждение кинофильмов, спектаклей, встречи по интересам. Экскурсионная работа. Поисковая работа.
4.13. Школьный исторический кабинет.
Школьный исторический кабинет и его значение в обучении и воспитании учащихся. Задачи и содержание работы исторического кабинета Оборудование кабинета техническими средствами обучения. Использование компьютерной техники в преподавании истории. Компьютерные программы: обучающие, контролирующие, справочные, информационные Работа на уроке истории в локальной сети, поисковая работа в Internete. Набор экранных наглядных пособий, мультимедийное проекционное оборудование; использование видеопродукции; наличие в кабинете произведений классиков исторической мысли, исторических документов, минимума научно-популярной, справочной, художественной и другой исторической литературы. Организация в кабинете тематических выставок.
Проведение в кабинете учебных занятий. Роль кабинета в развертывании внеклассной работы по истории.