Демографический фактор как движущая сила.
Мысль о том, что численность населения – это движущая сила в истории, встречается уже в античное время.
Платон: чем больше народа, тем больше эпидемий, тем сложней принять политическое решение. В Античное время эта идея развития не получила.
Эта идея получила развитие в эпоху Просвещения (XVIII век/ к.XVII- н.XVIII в.)
Жан Клод Гельвеций «О человеке».
Гердер «Идеи к философской истории человечества».
Гельвеций и Гердер выдвинули идею, что рост народонаселения – это положительный фактор, который ведет к прогрессу.
В XIX в. демографический фактор как движущую силу исторического процесса рассматривал Томас Мальтус (1766-1834 гг.). (Его ученики – мальтузианцы).
В арифметической прогрессии растут блага от земледелия, от ремесла – от тех или иных занятий человека. А численность народонаселения растёт в геометрической прогрессии. И разрыв всё увеличивается. В итоге в истории действуют следующие закономерности:
1) избыточное население само лишает себя пищи – так было бы, если бы люди не обладали разумом;
2) поскольку люди – существа разумные, то они пытаются найти выход из этой ситуации:
1. войны;
2. способ, не подвластный человеку, – эпидемии;
3. катастрофы.
Такой регулятор, как война, единственный в руках человека, и надо им пользоваться.
Близки к мальтузианству фашиствующие теории.
Современное состояние. Мало людей, которые придерживаются этой истории. Нефёдов. За рубежом отчетливо проявляется стремление рассматривать вместо социально-экономического фактора демографический.
Выводы:
1) демографический фактор имеет место, роль его, безусловно, присутствует в истории (яркий пример – Арабский халифат, монгольские державы, возникновение английских, испанских колоний), но он сам является следствием более важного фактора.
Техника и технологические факторы как движущая сила исторического процесса.
Понятие техника с точки зрения философов – орудие труда. В широком философском смысле – любое приспособление, облегчающее труд и повышающее производительность труда (от мотыги до космического корабля).
У древнегреческих философов техника – движущая сила. Возникает тип техники – возникает тип занятия, или наоборот.
Гесиод (VIII в). Демокрит (V в. до н.э.), Дикеарх (IV в.).
Ученик Аристотеля Дикеарх (≈ 350-290 гг. до н.э.) разработал целую систему изменений:
1) охота и собирательство связаны с палкой, камнем, которые модернизируются при сохранении занятия (охота с луком и так далее);
2) появление новых орудий для собирательства (палка-копалка → мотыга → соха).
Римские историки: Керенций Варон (II в. до н.э.), Тит Лукреций Кар (I до н.э.). Вносили новые детали: говорили не только о типе орудий, но и о материале, из чего изготовлено орудие дерево – камень – медь – бронза – железо. Это идея философов. Но на основе этой идеи историки трудов не писали.
В эпоху Средневековья эти идеи были забыты.
Похожее понимание техники, как движущей силы возникает в эпоху Просвещения.
Французские, шотландские и английские просветители занимались разработкой этой темы. Шотландские просветители ближе к французам, англичане более самобытные и именно англичане стали фундаментом для французских мыслителей, а последние – фундамент для шотландцев.
Шотландцы. Адам Фергюсон (1723-1816 гг.) разработал периодизацию обществ по занятиям, связь занятий и орудий труда. По его мнению, орудия труда повлияли на развитие общества. Адам Смит (1723-1790 гг.). «Исследование о природе и причинах богатств народов» (1776г.). Зависимость занятий и орудий труда. Движущая сила – орудия труда. Развитие орудий труда приводит к развитию экономики, а развитие экономики влечёт за собой развитие общества.
Французы Тюрго, Гельвеций, Мирабо – примерно те же идеи, что и у шотландцев.
Англичане принципиально отличались от французов и шотландцев. Признавая роль орудий труда, экономики, полагали, что главное то, как распределяются блага. Стояли в одном шаге от того, что сделал Карл Маркс.
О свободе рыночных отношений: шотландцы и французы – за, англичане – против (Э. Гиббон – за распределительные отношения).
Ричард Джонс (1790-1855 гг.): «Основу любого общества составляет способ производства и распределение общественного богатства, которые и составляют экономическую структуру общества». Это тоже близко к марксизму.
В чём причина отличий английских мыслителей? Причина заключается в том, что экономика Англии перешла в другое качество: основная сила экономики – это производство – окружение наводило на мысли о производстве и распределении.
Джордж Гаррингтон говорил, что движущая сила – распределительные отношения.
В XIX веке эти идеи развития не получили, так как возникло учение Маркса.
В XX в. возрождается интерес к технике, как фактору, который является движущей силой (Фернан Бродель, Джордж Белль, Тоффлер).
Выдвигалась идея возникновения типов общества (аграрное, индустриальное, постиндустриальное) – в зависимости от развития техники и вида энергии. Аграрное общество – мускульная энергия человека, животных, природных сил. Индустриальное общество – использование тепловой энергии (угля, а на пике развития – нефти). Постиндустриальное общество – телекоммуникации и компьютерные технологии. Бродель написал ряд работ по этой теме.
Экономические факторы как движущая сила.
Экономизм – это теория, объясняющая развитие общества с точки зрения экономики как главной движущей силы.
В раннем экономизме учитывалось влияние рыночных факторов и распределение. Зрелый экономизм был без двойственности раннего экономизма (экономика – стихия и распределение). Главная движущая сила – стихия рынка. В конце XIX – начале XX в. появился термин Homo economics (человек экономический).
Отличительная черта – идея о том, что все отношения в обществе тоже подчинены экономике, она определяет все стороны общественной жизни.
Сторонник этой теории – Поль Лаффарк, зять Маркса. Он был выразителем крайнего экономизма. Писал, что всё вытекает из экономики. Он считал, что в этом заключается марксизм.
Эти взгляды разделял Бердяев, но в отличие от Лаффарка, он критиковал марксизм, принимая марксизм за экономизм.
Марксистское понимание движущих сил.
Основные положения марксизма:
1) движущие силы исторического процесса неоднородны: одни – являются порождением базиса (экономика) и связаны с ним, другие – порождены и связаны с надстройкой (форма правления, культура, искусство и всё, что связано с духовной жизнью);
2) обе движущие силы проявляются как в отдельно взятом человеке, так и в коллективе и обществе;
3) базис состоит из производительных сил и производственных отношений (отношения между людьми только в процессе производства)
4) надстройка – это господствующие юридические, идеологические принципы, законы, которые закрепляют те или иные производственные отношения (законы, закрепляющие рабовладельческие отношения (раб-господин) – юридическое закрепление; идеологическое закрепление – по воле Бога…);
Идеология – производственные отношения установлены богами или соответствуют какой-либо теории.
К надстройке относятся религия, искусство: литература, музыка и так далее.
5) производительные силы – это та техника, те орудия труда + умения и навыки людей. Техника и умения, навыки развиваются с течением времени (иногда может происходить регресс, прерывание, но чаще развиваются).
Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства. Проблемный вопрос – кому принадлежат орудия труда.
3) прямому влиянию базиса в меньшей степени подвержены научные, религиозные, культурные идеи, в большей степени – идеология и юридическая сфера.
7) Маркс и Энгельс разработали в наибольшей степени базис, теория в области надстройки детально разработать не смогли. В итоге многие мыслители приравнивали марксизм к экономизму. Маркс и Энгельс пытались разъяснить влияние базиса на надстройку и влияние надстройки на базис. Как влияет надстройка на базис, не смогли открыть.
Ленин тоже уделял внимания базису больше, после Х съезда начал заниматься надстройкой. При Сталине: опять только базис; объявлено, что есть культуры буржуазная и социалистическая. В ХХ в. предпринимались попытки развить марксизм. Задача – выяснить взаимозависимость надстройки и базиса. Пока это сделать не удалось.
Экологические факторы как движущая сила исторического процесса.
Идея о том, что состояние природной среды и осознание опасности его ухудшения, осознание важности этой проблемы движет развитием общества
Такая идея возникла лишь в середине ХХ в. Первые идеи звучали на научных конференциях 1970г. В 1986-1990 гг. создавались научные объединения и даже политические партии, борющиеся за сохранение и восстановление экологии.
Вывод: экология как раздел биологической науки становится как научной, где соединены данные естественных и точных наук, так и политической сферой деятельности людей. Объясняет развитие человечества с точки зрения того, что движущая сила – экология. Без неё не будет вообще ничего. Борьба за сохранение экологии должна стать в центре всего, что происходит в мире. Страны должны объединяться ради сохранения экологии.
Историки работают над этой темой. Историческая география (история Голландии рассматривается через призму природы). Но природный фактор действует в различные времена по-разному. В Античности не было таких экологических проблем. Экологический фактор усиливает влияние во второй половине ХХ – начале XXI вв. Масштабных обобщающих работ на основании экологического фактора нет, но в некоторых странах элементы присутствуют в школьных учебниках (Норвегия, Швеция).
Детерминизм. Типы детерминизма.
Не ко всем явлениям в истории применима причинно-следственная связь. Она применима к событиям. В процессах нет одной или нескольких причин.
Термин «детерминизм» стали применять, потому что обнаружилась разница между причинами событий и причинами процессов. Возникла необходимость заменить термин «причинно-следственная связь». Сейчас это отживший термин, говорить так неправильно. «Детерминизм» (с лат.) – определять, предопределять. К началу ХV в. многие историки, особенно диалектики, которые занимаются теоретической частью истории, подразделили причины на следующие типы детерминизма.
Типы представлений о причинах явлений, процессов, о детерминизме:
1) фатализм (в период написания первых произведений). Всё предопределено (в Древней Греции судьбу олицетворяли богини эринеи, даже Зевс не мог избежать судьбы; у некоторых других народов судьба выступала в виде безличностной силы: книга судеб).
Такой взгляд существовал достаточно долго и существует до сих пор. Пример фаталиста: Печорин;
2) теологический детерминизм – учение о божественной воле как воле, предопределяющей всё. Это связано с разными религиями (язычество, в большей степени – монотеистические религии: иудаизм, христианство, буддизм, мусульманство);
3) классический детерминизм (механический, лапласовский). Всё подчинено законам механики. Такой взгляд утверждается в эпоху Нового времени XVI-XVII вв.;
4) рационалистический детерминизм (телеологический). От «рацио» - разум. От «цель, полагание». Возникает в эпоху Просвещения – XVIII в. Всё предопределено разумом. Разумность – вот что лежит в основе поведения людей;
5) в эпоху Просвещения в Великобритании (с 1707 г. окончательно объединились). Дэвид Юм (1711-1776 гг.): эмпирический, юмовский детерминизм. Объяснять, искать причины надо на основе наблюдений, а значит, органов чувств;
6) географический детерминизм. Географическая среда предопределяет явления;
7) демографический детерминизм;
8) экономический детерминизм;
9) в конце XX в. возникает вид – вероятностный детерминизм, стохастический;
10) биологический детерминизм. Перенесение законов животного мира на общество.
Что объединяет все типы детерминизма? Убеждение, что есть одна причина, которая предопределяет все явления. Детерминизм – это убеждение, что есть первичное звено, которое порождает все последовательности.
Теологический детерминизм. Положительное: позволяет установить связь между причиной и следствием. Жан Боссюэ. Минус: надо ли искать в окружающем нас реальном мире действительные причины? Нет. А проникнуть в божественный замысел человеку не дано. Тогда история должна представлять лишь перечень событий, объяснять их не надо.
Механический, лапласовский детерминизм. Лаплас (1749-1827гг.): «Ум, которому были бы известны для данного момента все силы, одушевляющие природу… обнял бы в одной формуле движения все тела во Вселенной… Не осталось бы ничего, что было бы для него неизвестно, и будущее, как и прошедшее, предстало бы перед его взором».
Плюсы: такой взгляд чётко устанавливает связь между явлениями, беспричинных явлений не бывает.
Минусы:
1) в окружающем мире существуют не только механические явления – подобный подход упрощает окружающий мир, сводя его к механическим явлениям;
2) подобный взгляд очень близок к фатализму;
3) подобный подход отрицает роль человека.
Рационалистический детерминизм. Мари Франсуа Аруэ Вольтер: разумность руководит всем. Всю историю изучать не нужно. Некоторые периоды истории – это победа заблуждений. Это Средневековье (господствовало религиозное мировоззрение). Разумные побуждения сводятся к цели, которую ставят перед собой люди. «Миром правит мнение».
Плюсы:
1) устанавливает связь явлений, закономерность;
2) учитывает человека.
Минусы:
1) не всё поведение людей всегда бывает осмысленным и рациональным;
2) очень много подчинено биологическим мотивам, а это не учитывается;
3) не учитывается множественность факторов (например, двойственность природы человека: биологическая и социальная сущность).
Эмпирический, юмовский детерминизм. Юм «История Англии» (с наиболее близкого времени и до более ранних эпох). Впечатление о том, что его философские и исторические взгляды противоречат друг другу, обманчиво. Он очень чётко видел недостатки современных ему теорий, других типов детерминизма (географического детерминизма), приводил исторические примеры, опровергающие взгляды Монтескье: в одинаковой среде Афины и Спарта почему-то совершенно разные; одна и та же среда, а эпохи разные – Турция XVIII в. и территория Византийской империи.
Полагал, что причины явлений и событий (пока не делал разницы) кроются не в разуме, но они не находятся в окружающем мире тоже. Человек, исходя из наблюдений, устанавливает связь явлений. «…сходные объекты соединены друг с другом, а наш ум заключает, что в виду повторения одни порождаются другими».
Плюсы:
1) связь явлений;
2) участие человека;
3) объективность – мы наблюдает за окружающим миром.
Минусы:
1) не учитывается «единичность» (своеобразие) исторических событий или явлений;
2) нет теоретического обоснования той или иной причины – есть ссылка на органы чувств;
3) отрицает наличие случайности.
Демографический детерминизм. Главный минус: не учитывается разумность поступков человека.
Биологический детерминизм. Суть: общество уподобляется отдельному живому организму, а отдельные слои общества – отдельным частям тела, без этой гармонии общество погибает. Как любой живой организм, всё рождается, проходит стадии, гибнет.
Минусы:
1) при «старости» общества ничего уже нельзя сделать;
2) излишняя биологизация общества (это больше социальная структура, чем биологическая).
Экономический детерминизм. Всё предопределено экономикой.
Плюсы:
1) экономика есть концентрированное выражение разных сторон жизнедеятельности человека;
2) это объективно.
Минус: жизнь человека не сводится только к жизнеобеспечению, чем умнее человек, тем больше у него духовность. Человек, согласно этому подходу, – экономический человек. В глазах у него не дух, а монеты.
Вероятностный, стохастический детерминизм. В основе лежит убеждение в том, что можно выяснить степень вероятности той или иной причины. Основан на подсчётах. Применительно к обществу это правильно, если рассматривать явления чисто экономические.
Минус: применение только там, где большие числа, где много явлений.
Марксизм ничего общего не имеет с детерминизмом.
Необходимость и случайность.
В чём особенность истории? История – это не просто запись по годам. История – это объяснение. Позитивисты исходили из того, что не надо объяснять. Надо найти событие и причину. С таким подходом история лишается самой главной своей ценности.
История основана и на анализах процессов.
Необходимость и причинность. Необходимость относится к процессу, причинность – к событию. Причина отдельного события может состоять из 1, 2-3 факторов. Необходимость – это совокупность всеобщих факторов.
Чем масштабней явление, тем больше используется подход с всеобщими факторами.
Нет в окружающем мире ничего, что не имело бы причину. В истории до этой мысли доходили длительное время.
Случайность. Случайность не может господствовать в мире, господствовать обязательно должна закономерность. Случайность происходит редко.
Употребляется в разных смыслах:
1) обыденное понимание случайности: событие или явление, противоположное тем, которые имеют причину; беспричинное явление;
2) событие, причину которого мы просто не знаем (уровень науки или уровень наших знаний не позволяет знать эту причину);
3) люди науки определяют случайность, как событие или явление, причины которого вообще нет – якобы научное понимание.
И 1-ое и 3-е понимание противоречат всему человеческому опыту, всем наблюдениям. Самое простое опровержение и 1-ого и 3-его понимания: если бы господствовала случайность, живые организмы не смогли бы существовать, так как не смогли бы приспособиться. Такое понимание случайности совершенно не применимо к живому окружающему миру.
Случайность с точки зрения истории и философии.
1-ые попытки научного подхода к решению этой проблемы связаны с эпохой Просвещения: случайности как таковой нет. Формируется это в связи с появлением разных типов детерминизма.
В XIX в. появляется новое понимание, в котором признаётся наличие случайности. Постарались детерминизм соединить со случайностью. Итальянский философ Курно. Главная его идея заключается в следующем: случайность – это событие, явление, происходящее в точке пересечения «причинных рядов».
2-ая мысль Курно: случайность происходит тогда, когда причинные ряды пересекаются, а пересекаются они всегда. Причинные ряды параллельно не существуют, они пересекаются и порождают случайные явления.
Историк Джордж Бьюри постарался эту же самую идею применить к истории. История – это и есть непараллельное пересечение причинных рядов. Именно в силу этого история не повторяется, события истории уникальны (один раз Суворов перешёл через Альпы). А в итоге история – есть цепь случайностей. Если согласиться с Джорджем Бьюри, то знание истории ничего не дает человеку.
Философ Карр полагал, что нашёл и ошибку Курно, и ошибку Бьюри. Он полагал, что есть в этих параллельных цепочках неравнозначные события: есть малозначимые, есть очень важные.
По мнению Карра, закономерность будет связана с действиями важных событий. А случайность – это все остальные события, которые существуют, но не влияют, не уменьшают результаты важнейших событий. Значит, в истории есть важные события, а есть не важные. Что важные, что неважные? Ответ зависит от мировоззрения историка, идеологии (божественный, верующий человек, просветители) – в зависимости отточки зрения каждый будет определять своё. Неопределённость исходной позиции (идея, Бог) не позволяет последователям Кара объяснять события достаточно чётко и определённо. В итоге будет множество толкований, трактовок любого события или процесса. Карр не даёт ответа, какая из трактовок истинная – это недостаток.
Маркс тоже искал закономерности, и отсюда построил свою теорию. Марксу часто приписывают увлечение экономическим детерминизмом. Маркс говорил, что история – это не поле действия одних железных необходимостей, в этом случае творить историю было бы очень удобно, но история тогда была бы настолько предсказуема, что уподоблялась бы предначертанию, мистике, религии, провиденциализму, который лежит в основе каждой религии.
Маркс утверждает, что:
1) случайности есть, и они либо ускоряют, либо замедляют, но не отменяют общих случайностей;
2) случайности потому не могут отменить необходимость, потому что случайности уравновешиваются другими случайностями;
3) поправил Карра: более всего необходимость проявляется в социальных явлениях (а социальное – это результат взаимодействия экономики и поведения людей);
4) воля личности, совокупная воля десятков, а то и групп личностей взаимодействует (либо ускоряет, либо замедляет) действие экономических причин.
Почему Маркса обвиняют в экономическом детерминизме? Потому что Маркс и Энгельс более всего успели разработать экономическую часть своего учения. Такое понимание было у Николая Бердяева, он забывал, что экономический детерминизм – это не марксизм. Дело в том, что первые большевики попытались воплотить именно экономическую часть учения. Сталинизм – это и есть экономический детерминизм.
Очень близко к пониманию Маркса был Плеханов. Плеханов сумел сосредоточить внимание на обществе.
Современная точка зрения. Наука синергетика. Суть в отношении необходимости, случайности заключается в идеи: взаимодействие большого количества случайных явлений (хаотическое движение молекул) приводит с неизбежностью к некоторому соотношению между ними, к некоторому порядку. То есть порядок – это порождение случайностей, столкновение случайностей. Пример: цена товара определяется взаимодействием между огромным количеством спроса и количеством предложения. Желание множества воль множества людей будет порождать закономерную цену. Желания чем большего количества людей мы узнаем, тем лучше мы поймём историю. Преобладающая роль будет отведена статистическим методам. Минус – это будет всё-таки вероятностный метод.
Процесс познания бесконечен.
Динамика исторического развития.
Динамика (движение). Прогресс – изменение в сторону постоянного улучшения. Регресс – движение в сторону постоянного ухудшения. Циклического движение – движение по замкнутому кругу.
2) движение по кругу (циклическое)
Динамика (направление движения в истории) тесно связана с проблемой стадиальности, с проблемой вычленения, выделения определённых стадий.
Стадии свойственны не только линейному движению, но и движению циклическому.
Понимание динамики исторического процесса в Античности.
Первоначально мысли, идеи по поводу динамики движения возникли вовсе не у историков.
Философы: сначала у философов преобладала идея регресса (нисходящая линия развития всё хуже и хуже). Первым достоверно известен Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.). Он написал поэму «Труды и дни». Было несколько веков, или стадий: золотой век, серебряный, медный, век героев, железный век.
1) Под золотым веком он понимал эпоху, когда было изобилие, когда люди были счастливы, когда у всех всё было, не было собственности. Прекрасный климат. Не нужна была иерархия. Природа дарует всё. Это наверняка эпоха, когда было первобытное стадо. Он был, конечно, не прав. Человечество было тогда на грани выживания.
2) Серебряный век. Возникают общности, коллективы людей. Равенство внутри одного коллектива. Неравенство по отношению к другим коллективам.
У золотого и серебряного века общее – это общность благ – от необходимости, а не от изобилия.
3) Медный век. Люди переходят к оружию. Возникают первые войны в связи с тем, что одним стал известен секрет получения меди, они развиваются быстрее.
4) Век героев. Всё зависело уже не столько от коллектива. Герой жил благополучнее, чем остальные.
5) Век железный. У кого железо, тот господин. Железо перерубало медное оружие. Всё зависит уже не от личных качеств. Это плохая эпоха.
Демокрит (460-370 гг. до н.э.).
1) звериная стадия;
2) 2-ая стадия – сведений не сохранилось. Скорее всего, прогресс.
Ученик Аристотеля Дикеарх (350-290 гг. до н.э.), современник Александра Великого. Стадии в развитии человечества тесно связаны с земледелием:
1) охота и собирательство;
2) скотоводство;
3) развитое земледелие.
Прогресс.
Тит Лукреций Карр. Римский философ (99-55гг. до н.э.). Выделял стадии на основе занятий и орудий:
1) охота и собирательство, дерево, камень;
2) скотоводство и земледелие, медные орудия;
3) появление государства, орудия из металла – железа. (Он ошибался, первые государства связаны ещё с бронзовым оружием). По его идее, государство – это тоже занятие. Главная цель государства – отнять у соседей и у своих.
Историки. У большинства историков никаких мыслей по поводу динамики движения не было, да и не могло быть, потому что историки описывали события (Геродот). Первоначальная история – это рассказ о событиях.
Позже у некоторых историков появляется желание объяснить ход событий. Это было связано с желанием объяснить причину гибели государств. Рим покоряет Грецию. Грек Полибий (ок.210-128 гг. до н.э.), пытаясь это объяснить, написал «Всеобщую историю» в 6 книгах. Пытался объяснить причину крушения Греции. Сосредоточил своё внимание на формах правления:
1) царская власть: характерная черта – забота о ближних, базировалась на силе и уважении, авторитете;
2) тирания: характерная черта – базируется только на силе; страх – вот главное оружие тирана. Царская власть была наследуема, а всегда ли у хорошего отца хороший сын? Нет. Он не пользуется уважением и прибегает к силе;
3) аристократическое правление: главная черта – власть лучших. При всеобщей поддержке тирана свергают. Власть вручают нескольким, лучшим;
4) олигархия – власть немногих (тех, кто обладает богатствами). Она не вырождается, её отбирают, эту систему ломают: олигархов мало, бедных много. Когда бедных станет слишком много, будет невозможно сдержать народ;
5) демократия – власть народа. Это очень короткий период (месяцы, в лучшем случае – годы, а в некоторых случаях – дни). Она неизбежно вырождается в власть толпы;
6) охлократия – власть толпы. Охлократия приводит к всеобщему хаосу, междоусобицам. Власть приходит к тому, кто сильнее, у кого больше кулак, кто всех перекричит. В итоге этого хаоса возникает
7) либо царская власть, либо тирания
И всё дальше.
Это циклический взгляд на историю. Был ли Полибий первым? Нет. И эту идею первыми выдвинули тоже философы. Это Аристотель. Но первый, кто эту идею применил и написал 6 книг по истории, был Полибий.
Римский историк Корнелий Тацит. Ясно видел ухудшение ситуации в Римской империи. Он считал, что стадии не имеют замкнутого цикла. Регресс. В основе стадий лежит добродетель. Добродетелен тот, кто думает об общем благе. Чем больше благ, тем хуже. Как прямую противоположность римлянам описывал германцев, у них общее благо на 1 месте.
В Античную эпоху первыми высказали идею о динамике исторического развития философы. Воплощение получили идеи цикличности и регресса. Выделялись определённые стадии развития, особенно в циклизме.
Средневековье.
У истоков средневековой исторической мысли стоит Августин. Развитое Средневековье – Иоахим Флорский. Августин, считают часть исследователей, положил начало философии истории, потому что он впервые поставил проблему смысла истории, динамики развития, понимая её как прогресс. Признание существования закономерностей, которые присущи всем народам.
1) Августин полагал, что время имеет линейный характер, потому что Бог даёт людям возможность добиться спасения, есть конец. Суд Божий;
2) стадии: каждый Божий день – это символ. Первый день – это тысяча лет. Поскольку прошло 5500 лет, осталось 500 лет:
- детство;
- отрочество;
- юность;
- вторая юность;
- зрелость;
- старость;
3) конец истории наступит тогда, когда Божий град станет всеобъемлющим. Когда все станут христианами, когда дадут возможность человеку выбрать, будет Страшный Суд.
Взгляды Августина были широко распространены.
По пути Августина следовал Иероним Пражский.
Иоахим Флорский. Его идеи базировались на идеях Скота Иреугена (850-880 гг.). Целостную теорию не разработал. В целостном виде система разработана Флорским (1132-1202 гг.). Попытался отклониться от деления истории на священную и профанную (светскую, историю событий, доступную для недалёких людей.). Выдвинул идею совместить 2 подхода, что история едина. Движение он взял у Августина – постоянный прогресс, история движется по восходящей линии. История проходит ряд стадий, каждая из которых более совершенна, чем предыдущая:
1) от сотворения Адама до рождения Христа – время Бога-Отца. Это эпоха, когда «люди жили по плоти» (т.е. исходили из побуждений, из желаний тела: захотел – поел), но повиновались Богу из страха. После неповиновения Бог послал Потоп – когда забывали страх, Бог напоминал.
2) время Бога-Сына – с момента рождения Иисуса Христа по сегодняшний день. Люди живут отчасти по плоти, отчасти по духу. Он имел в виду как отдельного человека, так и целые группы людей (группа людей, живущих по духу, - монахи). Чем руководствуются люди: страх сменяется сознательным подчинением, но это применимо только к монахам, остальные люди руководствуются не только страхом, это неустойчивое равновесие.
3) 3-я стадия должна наступить. В этом и заключалось его убеждение в прогрессе. Люди будут жить по духу, то есть когда христианская религия станет всеобщей, не нужны будут ни сама церковь как организация, ни государство.
Стадии он иногда называл:
1) стадия рабов;
2) сыновья стадии;
3) стадия друзей.
Прогресс в том, что происходит переход от одной стадии к другой. Движет всем Бог – это общее с Августином. Отличие: Августин делил на церковную и профанную историю. Необходимость в новом объяснении: прошло 500 лет, а царство не наступило.
Это объяснение было признано ересью, был создан церковный собор. Особенно осуждал Фома Аквинский. Книги сожжены.
В эпоху Средневековья европейцы довольно тесно соприкасались с восточной культурой (арабской), а значит – и с наукой арабского мира. И с взглядом на историю тоже. Многие произведения античных авторов стали известны через арабов (манускрипты соскребали и писали жития святых). Знакомство главным образом в Кордовском халифате, Средиземноморье (остров Сицилия) – там, где воевали.
Историк, философ и мыслитель ибн-Халдун (1332-1406 гг.) Написал огромный исторический труд «Книга поучительных примеров, или Диван сообщений о днях арабов, персов, берберов и их современников» (Диван – мудрость). В этом труде было введение: он излагал, исходя из какой идеи об истории он описывает. Он говорит о своём понимании истории и, в частности, говорит о прогресс… Продолжение »