…е и стадиях. Стадий 5.

   1) кочевая;

   2) городская – когда возникают города, а в городах возникает царская власть;

   3) испорченная – в городах развивалась торговля, ремесло, трусость; избыток богатства  ведёт к порче нравов;

   4) стадия хаоса – увеличиваются налоги, несправедливости, падает интерес к труду, потому что не только трудом можно разбогатеть. Волнения, восстания;

   5) старость, гибель государства – в результате нашествия кочевых народов, государство не в силах сопротивляться.

Сначала чуть-чуть прогресс, потом регресс. А в целом цикл.

Цикл длится 120-130 лет.

 

Подобные взгляды оказали влияние на итальянцев. Они торговали. Сплав из идей Аристотеля, Платона и идей ибн-Халдуна. В трудах Николло Макиавелли (1469-1527 гг.), Франческо Гвинчардини (1483-1540 гг.). Макиавелли "Государь", его советы достаточно циничны, получили  большое распространение. Как историк Гвинчардини превосходит Макиавелли. У них такой же сплав прогресса от одной стадии до другой внутри цикла. Позаимствовали точно такие же стадии у Аристотеля (аристократия,  охлократия и т.д.) Это раннее Новое время, или эпоха Возрождения, или эпоха гуманизма, XVVI вв.

Джиан Баттисто Вико и Иоганн Готфрид Гердер развивали идею цикличности. Это было не характерно.  Только двое.

Джиан Баттисто Вико (1668-1744). Как и Иоахим Флорский, тоже постарался что-то совместить: христианский взгляд с закономерностями, которые связаны с человеком.  В принципе, он продолжает идеи Иоахима Флорского. Был ли он знаком с идеями Иоахима Флорского, неизвестно. Всё составляет цикл, но внутри цикла есть стадии:

1) звериная – характеризуется страхом, который внушают боги. Именно им руководствуется человек;

2) возникновение семьи → потребность в отдельном жилище → возникает собственность. Человек создаёт общество, а несколько семей – это и есть общество;

3) образование государства в виде власти аристократии, т.е. республики, путём соединения руководителей, групп, племён в целое.

4) различие происхождения  уступает место различию имущественному, и в итоге начинается борьба сословий (аристократы с демократами в Афинах, плебеи с патрициями в Риме).

5) монархия, как некая уравновешивающая, обуздывающая разные сословия сила. Она приводит к тому, что у людей теряется стимул, они теряют инициативу, становятся безучастными в политике. В случае опасности государство некому защищать, оно рушится – теми, кто  находится на 1-й  или чаще на 2-й стадии. Вико полагал, что люди должны осмысливать эти стадии, понимать их. Им и соответствует понимание истории, осознание того, кто руководит:

- 1и 2 эпоха – руководящая роль принадлежит религии;

- со 2-й до 4-й эпохи – люди руководствуются идеями;

- с 4-ой по 5-ую – люди руководствуются полезным знанием, истинным знанием.

Люди, если осознают этот ход  истории, могут его изменить. Пока люди не осознают, циклы будут повторяться. Примерно также думал Иоганн Готфрид Гердер. У него больше тяга к самобытности отдельных народов.

Основная масса  историков, философов двинулась  в совершенно новом направлении. Причина – открытие Америки, знакомство с народами. Уяснили, что народы находятся на разных стадиях развития.

Монтень, Боден, Акоста, Толленд, Гроций пришли к выводу, что существуют периоды действительно дикости, причём не глубоко в прошлом. Путь Августина не годится, путь, предусматривающий цикличность, не годится.

Идея восходящего линейного развития (иначе надо было признать, что европейцы уподобятся индейцам). Пришли к выводу, что есть разные стадии развития человечества. Что лежит в основе дикарской стадии? Сначала, казалось бы, пошли по правильному пути, то есть обнаружили общность имущества. То есть частная собственность – это начало цивилизации.

В конце XVII в. с этого правильного пути (современные исследователи называют это правильной точкой отсчёта) свернули. В это время бурно развивались естественные науки, и все естественные науки базировались на закономерностях. Закономерности неизменны, следовательно, в природе всё неизменно. В обществе изменяется. Значит, к обществу неприменимы закономерности природы, надо искать в закономерностях общества. А чем человек отличается от животного? Разумом. Значит, искать причину всего нужно в чём-то, обязательно связанном с разумом. Поэтому их называли рационалисты.

Философы, историки эпохи Просвещения исходили из неизменности не только природы. Человек – часть природы. Поэтому природа человека тоже неизменна.

Одно направление – Мари Франсуа Аруэ де Вольтер. Вольтер попытался соединить желания, инстинкты, материальное – неизменные  свойства человеческой натуры – с разумом. В результате этого соединения получилась следующая картина: разум, взаимодействуя с инстинктами, с  показателями органов чувств, обобщает их и создает идеи. Руководствуясь идеями, человек и создаёт то или иное общество, ту или иную форму правления. Поэтому Вольтер и говорил: "Идеи правят миром". Вольтер полагал (вот в этом Вольтер и ошибся): сами идеи имеют свойство развиваться. В действительности идеи развиваются, когда их подталкивают к этому объективные обстоятельства. Он полагал, что был период, когда развитие идей заходило в тупик (Средневековье – Бог всё определяет, Бога познать невозможно, следовательно, человек – это тупиковый вариант).

Были менее крупные периоды, когда идеи приводят к неравновесию в обществе, - то есть идеи о такой форме правления, которая неустойчива – деспотия и полная охлократия. Устойчивая форма – это форма, когда сочетаются разум и интересы многих, которые учитываются в форме правления. Динамика развития предусматривает собой своеобразную  синусоиду.

Надо изучать то, что полезно, вершины (например, эпоха Людовика XIV).

Ещё одно направление – Монтескье.

Движение – изломанная линия.

Он полагал, что природа неизменна. Природа человека тоже неизменна. В связи с изменениями места жительства менялись занятия. Это приводило к изменениям обычаев (разные у охотников, скотоводов). А совокупность обычаев составляет законы. А законы ведут к той или иной форме правления. Прогресс есть, но он связывается с изменением законов. Степень цивилизованности определяется количеством законов. Прогресс проявляется в сложности законодательства.

   Ещё одно направление – Жак Тюрго (провёл финансовую реформу – реформу Тюрго – при Людовике XV). Тюрго полагал, что прогресс есть, но линия прямая восходящая.

Линейный прогресс, линейное улучшение.

Что-то идёт вверх, что-то спускается вниз.

Но равнодействующая остаётся. Прогрессу подвергается всё, но не всё одинаково прогрессивно (у власти может быть деспот, что-то тянет вниз).

Ещё один взгляд – Руссо. Он был очень близок к Тюрго, но более категоричен. В одном может идти прогресс, но тогда в другом обязательно будет идти регресс (если прогресс в экономике, политике, то человек всё больше отрывается от природы: жилище искусственное, одежда искусственная, орудия труда – пользуемся искусственно созданным  миром, чтобы обеспечить существование). Плохо то, что нравы падают – от  первоначального равенства, уважения переходят к неуважению. Это приводит к враждебности людей, к использованию разных способов, чтобы добиться равенства, в том числе и нечестных. Это приводит к появлению зла, к насилию. Руссо говорил: назад, к природе. Идеальный человек – это дикарь. Прогресс и нравственность – это полярные вещи.

Николя Кондорсе (1743-1794гг.) полагал, что вся человеческая история прогресса – это политическая свобода. Он был революционером. Его казнили якобинцы, он был из умеренных якобинцев, кантонистов.

 

По-особому представляли динамику английские мыслители и историки в эпоху Просвещения.

Адам Фергюсон, Адам Смит, Юм, Гиббон, Робертсон  – историки (кроме Адама Смита). В отличие от французских просветителей, английские просветители считали, что прогресс и  движение в истории определяется не идеями, а материальными благами, вплоть до того, что они влияют на форму правления (Гаррингтон). Английские просветители очень близко подошли к марксизму. Маркс и Энгельс говорили, что одной из трёх основ марксистского учения является английская политэкономия. Отличие от марксистов – Маркс сказал: не просто экономика, а способ производства, то есть вид экономики; обратное влияние надстройки над экономикой. Английские просветители – экономические детерминисты.

 

XIX век. В XIX веке произошло изменение идей. Что повлияло? Великая французская буржуазная революция: попробовали осуществить некоторые из идей. Директория, якобинцы, жирондисты, фейяны. В первую эпоху пытались осуществить идеи просвещённого абсолютизма (Людовик XV: Тюрго, Генеральные штаты). Жирондисты отстаивали чисто политическую свободу. Якобинцы дошли до экономической свободы. Из-за политического террора к власти приходит Директория (это болото, которое обогатилось). Постарались закрепить всё, что у них есть. Эпоха Наполеона – перестал устраивать из-за больших расходов.

Французский историк Франсуа Гизо. Отстаивал идею прогресса. Однако прогресс он связывал с собственностью. Он олицетворял это болото. Степень развития общества – это степень развития собственности.

Стадии:

1) общее имущество дикарей;

2) рабовладение;

3) феодализм;

4) развитие капитализма - от стадии торговой к стадии мануфактурной.

Кто являлся носителем прогресса? Это предприниматели, третье сословие. Июльская революция после Реставрации. Луи Филипп Орлеанский.

Сен-Симон. Тоже считал, что в истории есть несомненный прогресс. Тоже основывался на собственности. Он считал, что общество развивается от одной системы (стадии) к другой системе (стадии). В каждой системе есть определённые элементы идей, формы собственности, носители собственности и носители идей (классы, общественные группы и социальные слои). В каждой системе эти элементы развиваются до своей вершины, но одновременно с этим возникают новые идеи, появляется и новая собственность. Когда загнивают старые идеи, новые получают толчок к развитию. Что вызывает гибель старого и расцвет нового? Он ошибся. Таким толчком может  быть развитие идей. Они существуют в государстве в форме законов. Развитие идей философско-религиозных. Нужны религиозные идеи, чтобы удерживать часть населения в страхе, для невежественных людей. Эта идея была и у Вольтера: «Если бы Бога не было, его бы следовало выдумать».

Такие мнения господствовали в первой половине XIX в.

Во второй половине XIX в. появляется очень мощное историческое направление.

Огюст Конт (1798-1857 гг.). Позитивизм (позитивное, положительное). Труд «Курс позитивной философии», 1832 г. Распространение его идеи получили десятилетиями позже.

Огюст Конт – основатель позитивизма.

Особые ветви позитивизма представляют Герберт Спенсер                    (1820-1903 гг.) и Генри Томас Бокль (1821-1862гг.). Также Леопольд фон Ранке (понимание прогресса – как у Конта).

Что вызвало к жизни позитивизм? Сомнение в неизменности природы. Открытия, особенно в области естествознания, биологии доказали, что природа развивается, меняется, что она не статична.

Природа развивается, значит, можно искать общие законы, по которым развивается и природа, и общество. Открывается возможность найти универсальные законы. Что это за открытия? Открытие Чарльза Дарвина – эволюционная теория  Чарльза Дарвина. Главная идея этой теории – благодаря трём законам природа развивается:

1) борьба за существование;

2) передача наследственных качеств, признаков;

3) приспособляемость.

Основываясь на этом, позитивисты и сделали большой шаг вперед.

Огюст Конт «Курс позитивной философии» (1832 г.), «Дух позитивной философии» (1844 г.). Основные идеи: он полагал, что история является примером эволюции, то есть история развивается путём медленного, постепенного превращения к более совершенному, происходит накопление полезного; поэтому прогресс он тоже мыслил в виде постепенного эволюционного движения. Необходимое условие – отсутствие революции. Накопление полезного в истории – это реформы.

История делится на стадии. В основе стадий – накопление коллективного опыта. В какой области видел Конт большую значимость опыта? Большую роль опыт играет в науке. Даже накопление практического опыта в работе сопровождается идеями. Самое главное в опыте – это развитие идей. Коллективный опыт – коллективное сознание.

Стадии:

1) теологическая;

2) метафизическая;

3) позитивная.

 

1) Теологическая – стадия, когда люди приходят к обожествлению (животных, силы природы, антропоморфные боги – человеческий облик, подобные людям, – язычество). Конечный результат – это единобожие. Внутри этой стадии – эволюция от простого к более сложному пониманию.

2) Метафизическая – с развитием наук о природе человек пытается объяснить мир с помощью науки. Люди вырабатывают некоторые понятия (понятие «дерево», «река»), чтобы познать природу. Возникают первые научные представления. От появления простых понятий переходят к более сложным («движение», «покой», «пространство», «время»), к абстрактным понятиям («умножение», «деление», «точка», «линия») – тоже процесс накопления.

Он приветствовал эту стадию, считал её выше первой – прогресс и по стадиям. Но он считал её недостаточно совершенной стадией – она не основывалась на самом главном, на опыте. Схоластика (средневековая логика) – это пример ошибок. Люди, отталкиваясь от простых понятий, уходят в мир абстракций так далеко, что нет опытного, экспериментального подтверждения.

3) Позитивная. Для проверки истинности теорий необходим эксперимент, опыт. Опыт – критерий истины.

1. Абстрактное мышление проверяется опытом.  Устанавливать факты.

2. Когда исходят из строго установленных фактов и какие-то закономерности выводят из фактов – связь между фактами.

 

Применительно к истории. Существует 3 расы:

1) жёлтая;

2) чёрная;

3) белая.

Каждой расе соответствует определённый тип создания.

Все расы начинают с 1-ой стадии, но чёрная раса может дойти в лучшем случае до вершин 1-ой стадии. Жёлтая раса в лучшем случае дойдёт до 2-ой стадии. Белой расе 3-я, позитивная, стадия по плечу.

Закономерности между фактами в истории обязательно нужно выявлять, но сводятся они к причинно-следственным связям. Совсем не является задачей историка объяснение истории, построение какой-то схемы исторического развития – это всё метафизика. Так считал в том числе Леопольд фон Ранке – немецкий историк.

 

2-ое направление у позитивистов – Герберт Спенсер. Некоторые считают, что он открыл в философии то, что Дарвин в природе. Споры продолжаются. Считается основателем синтетической философии – универсальной, всеобщей – один закон лежит в основе всего в мире – закон о переходе материи (самой разной формы) из состояния бессвязной однородности в состояние связной разнородности. Всё вначале существует как однородная, амёбообразная масса, а потом из этой однообразности элементы связываются между собой – и происходит связная разнородность. То же самое – из хаоса – планеты, звезды, туманности, астероиды и т.д.

Всё подчиняется этому закону. Что является основой движения? Нарушенное равновесие (где-то в протоплазме скопилось больше, где-то меньше). Направление движения – назад, восстановить равновесие.

Применительно к истории. Поэтапно:

1) племенное общество;

2) классовое общество;

3) индустриальное общество.

1. внутри каждого этапа между различными группами населения разное разделение функций;

2. количество функций постоянно увеличивается от этапа к этапу.

Отдельные учреждения – наподобие органов организма. Отдельные социальные слои и выполняют подобные функции, которые существуют у живого организма.

Основной закон человеческого (общественного) развития – это выживание. (Съесть или быть съеденным. Съесть себе подобного). А разделение на группы – это способ выживания.

Объединение в род, племя, государство – это и объединение, и одновременно разделение на функции.

Универсальная философия и для природы, и для человеческого общества. Каким путём идёт движение внутри стадии? Это тоже эволюция. Мятежи, революции, войны – это болезни организма (революция – когда живот решил, что он есть голова).

 

Генри Томас Бокль (1821-1862 гг.). (Близок к его идеям был Джордж Милль). «История цивилизации в Англии». В целом он, конечно, позитивист. Основные идеи:

1) он считал историков, которые объясняли факты, не историками;

2) задача истории – это открывать универсальные законы;

3) прогресс в виде прогресса знаний, которые лежат в  основе стадий (как у О. Конта – стадии);

4) вне Европы история народов / история неевропейских народов – это история зависимости от природы. История Европы – это есть история подчинения Европы человеку. Поэтому прогресс более быстрыми темпами идёт в Европе.

В целом все позитивисты (включая француза Ипполита Тэна; Ранке) полагали, что есть сверхистория и стремились к этой сверхистории. Сверхистория – это социология. Они заблуждались. Социология ищет общее, единичное социология не исследует. Социология в основном исследует современное, а исторической социологии нет.

Ещё одно мощное направление. Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770-1831 гг.). Его философия получила наибольшее распространение в середине XIX в. Гегель был сторонником развития прежнего направления XVIII в.: он искал в разуме причину. Гегель полагал, что источник развития надо искать не в не отдельных лицах и не в коллективном сознании – всё сосредоточено в мировом духе. Всемирный (абсолютный) дух в пространстве. Мировой дух, если он разворачивается в пространстве, - это и есть природа. Мировой дух, если он разворачивается во времени, - это и есть история.

Как воплощается мировой дух во времени? Он полагал, что мировой дух объективен, он существует сам по себе, имеет объективную природу. Он имеет способность воплощаться то в одном народе, то в другом – это и есть история. Вся цепь истории – это цепь воплощения мирового духа в тот или иной народ. Движение мирового духа подчиняется общему закону движения. Движение происходит по следующей схеме: любое явление, в котором выражается мировой дух, обязательно порождает противоположное явление. Примеры противоположностей: пространство и время, горячее и холодное. Противоположности борются: борьба в форме соединения, синтеза, при котором появляется новое явление, оно возникает не одно, а с его противоположностью. Значит, движение – это внутреннее свойство мирового духа.

Применительно к истории. Многие последователи Гегеля пытались применить его идеи к истории. Его идеи: периоды, на которые делится история, соответствуют воплощению мирового духа в тот или иной народ. Гегель был одним из первых немецких националистов (он считал, что в современный ему период мировой дух воплотился в германский народ). Историю делил в соответствии с господством того или иного народа. Переход к новой стадии связан с исчерпанностью способностей того или иного народа.

У Гегеля присутствует идея, что есть цикличность. Цикличность проявляется в том, что явление переходит в свою противоположность. Новый цикл не точно повторяет предыдущее.

Прогресс есть, но прогресс идёт по спирали.

Марксизм.

3 источника марксизма:

1) экономизм (политическая экономия);

2) материализм (материализм Фейербаха);

3) диалектика Гегеля.

Всё материальное. Движущей силой является экономика. Тип движения – спираль и диалектика – борьба противоположностей. Гениальность Маркса и Энгельса состояла в  том, что они взяли всё лучшее, что было в предыдущих учениях.

Маркс о прогрессе. Марксистское понимание очень напоминает гегельянство. Прогрессивное движение, движение по спирали. Доказывали тем, что именно так человечество проходит все стадии:

1) первобытная;

2) рабовладельческая;

3) феодальная;

4) капиталистическая;

5) коммунистическая: 1-ая фаза – социализм, 2-ая – собственно коммунизм.

   Новое то, что они чётко указали сходство первобытной стадии и коммунистической. Принципиальная разница только одна: если первобытный коммунизм, как говорил Энгельс, был от недостатка, то на параллельном витке спирали, к которому мы придём, будет от избытка – при переизбытке всего нет смысла в частной собственности, значит, не будет эксплуатации человека человеком.

Маркс считал, что на этом движение истории не остановится. Оно будет продолжаться.

 

 

Постмодернизм и прогресс.

Современные явления в истории – как они смотрят на прогресс. Макс Мюллер, Зигмунд Бауман, Френсис Фукуяма.

Макс Мюллер полагает, что познание прошлого – это удел не только историков, но и непрофессионалов. Он это называет восстание против разума. Он считает, что непрофессионалы должны быть уравновешены в правах с профессионалами. Аргумент: ведь задача – найти истину, а в поиске иногда бывают случайные открытия. Нам важно не кто открыл, а результат. Поэтому чем больше будет трактовок, тем лучше. Прогресс в истории и связан с массовостью. Прогресс происходит быстрее, лучше, чем более массовый характер явление приобретает (в политике – либерализм, демократия, в экономике – акционирование).

Зигмунд Бауман. Он полагает, что рассыпанность мира – это его естественное состояние, то есть нет единого хода истории, нет единых законов, нет общих закономерностей. Чтобы изучать прошлое, его надо изучать на микроуровне. А совокупность микроисторий и будет историей, а если мы обобщаем, мы уходим от конкретики.

И Мюллер, и Бауман: вместо целостности убеждение в том, что существовало много линий развития, вариативность. А почему пошло так, а не иначе? Это случай. Убеждение в том, что варианты равноценны. Способ познания: игра (позволяет вжиться в образ, почувствовать изнутри, а значит понять).

История, как говорят некоторые современные философы и историки, - это не движение по пути прогресса. Нет прогресса. История – это перечень, последовательность описания того, как мы избежали катастрофы. Конец истории не за горами (коллайдер, чёрная дыра; случаем избежали гибели в Карибский кризис; чума – ¾ вымерли в Европе).

От катастрофы к катастрофе идёт не только человечество, но и отдельные страны (особенно это свойственно Френсису Фукуяме).

 

Критерии прогресса.

Главный критерий – совершенствование.

Ко всем ли системам применим этот критерий? Чтобы применять критерий прогресса, нужно:

1) применять только к конкретным обществам или государствам;

2) говорить о прогрессе только в области производства, науки, политических институтов, систем власти;

3) помнить, что понятие прогресса различается в зависимости от видов деятельности  (в экономике – доход на душу населения, в политике – права и свободы, степень участия в политической жизни, в юридической области – степень равенства перед законом) – говорить о едином критерии прогресса нельзя;

4) понимание прогресса связано всегда с общей картиной (экономика России) – индивидуальное понимание прогресса не даёт;

5) спорным является применение понятия прогресс к области социальной (более справедливое общество – менее справедливое общество), а ещё более спорное – в отношении искусства (художник более прогрессивный, музыка более прогрессивная).

 

Проблемы прогресса (т.е. что ещё не решено):

1) что предпочтительнее: эволюция или революция;

2) с чем связано начало прогресса? Что даёт толчок к прогрессу?

3) прогресс имеет одновременный характер во всех странах или он индивидуален для народа, страны, региона?

 

 

 

 

 

 

Субъект исторического процесса (кто творит историю).

 

2 понятия: «субъект» и «объект». Субъект – тот, кто творит движение. Если есть движение в истории, то кто совершает это движение?

В разные эпохи одновременно существовал весь спектр представлений. Всякий процесс, в том числе процесс движения, предполагает наличие носителя процесса. Точки зрения:

1) субъектом исторического процесса иногда считали личности (цари, правители и т.д.). В наши дни дошёл отзвук – эпоха Петра Великого, эпоха Екатерины Великой. Иногда это просто дань традиции;

2) субъект исторического процесса – всё человечество в целом. Иногда пользуются термином «всемирная история»;

3) общество является субъектом исторического процесса (термин «общество» у некоторых историков отожествляется с «государством». Терминологически это неверно);

4) этнос является субъектом исторического процесса (но иногда «этнос» отожествляется с понятиями «народ», «нация»);

5) расы являются субъектом истории;

6) цивилизация (под «цивилизацией» понимают иногда «культурно-исторический тип». Это равноценные понятия).

 

2) Всё человечество.

Что является общим для большинства людей? Что-то должно объединять людей, должна быть связь в масштабах человечества.

Чаще всего говорили о том, что объединяют всё человечество общечеловеческие ценности (общая мораль). Кто-то говорит, что нет, объединяет религия (она есть только у человека). Кто-то говорит: искусство.

С этих позиций писали историю, выделяли эпохи. Исходя из этой идеи сейчас пытаются примирить разные религии.

Пример использования морали: люди постепенно перешли к иному состоянию. Так писал Корнелий Тацит. История Рима – это пример упадка морали; когда достойным являлось общее дело – это вершина, а дальше всё хуже и хуже. В его эпоху место общего блага занимал эгоизм.

Общая критика: напрочь отсутствует материальное.

1) не учитывается объективная реальность. Значит, этот подход вряд ли правильный;

2) не учитываются занятия людей.

 

3) Общество. Соглашаясь с тем, что субъектом является общество, историки по-разному отвечали на вопрос, какая связь объединяет людей в общество.

Наиболее простые для понимания: взгляд Нибура, немецкого историка XVIII в. (1776-1831 гг.). Основывал идею на анализе древнегреческого общества и государства. Пришёл к мысли, что людей объединил в общество сначала родовой принцип, затем люди перешли к другой связи, которая их объединяет, - связь племенная (базируется и на родовом, и на территориальном), затем новая связь – базируется на чисто территориальном.

Примерно такая же логика была у Сергея Михайловича Соловьёва. Он исходил из принципа, что родовой принцип сменяется территориальным (Русь – владел весь род Рюриковичей; Московское государство после монгольского нашествия – это уже территориальный принцип, потому что там не все Рюриковичи были князьями). Что привлекает?

Это основано не на пустом месте. Есть конкретный пример.

Слабое место:

1) это слишком общее, если писать с этих позиций, мы можем объяснить только древнюю историю;

2) не учитываются изменения в образе жизни (торговля) разница в материальном образе жизни.

Другая точка зрения – Льюис Генри Морган (1818-1881 гг.). Интересовался жизнью индейцев Северной Америки. Идея, что сначала люди связываются в общество благодаря личным качествам. Затем появляется цивилизованное общество, основанное на принципах: территориальном, а затем – частной собственности. Затем частные общества делятся на торговые.

Положительное – это не абстрактное измышление, это имело место, это не придумано.

Минус – совершенно не учитывается производство.

Более сложный подход: люди объединяются в общество в результате социально-экономических связей (точнее – экономическо-социальных – по времени возникновения так точнее). Общества делятся на типы: первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические.

Достоинство: учитывается экономика, материальное и нематериальное.

Недостаток:

1) не все народы укладываются в эту схему (3/4 населения не укладываются; по марксистской схеме развивались Европа и  Северная Африка включая Карфаген, Ближний Восток – Египет);

2) марксистская теория предусматривает стадиальность (по ступенькам), а на самом деле: Россия – из первобытного строя перешла в феодализм.

Ещё один взгляд: субъект – это общество. Фернан Бродель. Валлерстайн И.

Бродель «Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVII вв.» (1992 год издания). Валлерстайн «Современный мир – система» (1974 год издания).

Бродель полагал, что связь, которая объединяет людей в общество, возникает в результате определённого развития орудий труда и типа экономики. Стадии:

1) древнее аграрное общество;

2) средневековое аграрно-ремесленное;

3) индустриальное.

Делится на 3 этапа: 1. предкапитализм;

                                       2. индустриальный капитализм;

                                       3. постиндустриальный капитализм.

Эта теория конкурировала и конкурирует с марксизмом.

1) Древнее аграрное общество: Египет, Шумер, Вавилония – до Рима императорского. Чем характеризуется:

1. это общество самодостаточное, то есть сельскохозяйственные общины не имели регулярных экономических связей в виде торговых, обменных операций;

2. натуральное хозяйство;

3. орудия труда: от примитивных, каменных вплоть до железных – прошли длинный путь совершенствования;

4. в результате совершенствования орудий аграрное общество начало развиваться (так как новые орудия были более производительные);

5. поэтому появляется обмен, но как обмен в результате не разделения труда, а обмен излишками или редкими предметами;

6.появляютя деньги;

7. появляются сословия, касты, которые имеют наследственный характер;

8. на этой основе возникают государства (каста правителей, каста воинов, каста жрецов);

9. особенности в культуре: появляется письменность (чем торгуем, чем владеем, какие-то правила) как необходимость: рисунки → клинопись → звуки и буквы;

10. каста людей – носителей этого. Носители культуры – жрецы.

Между кастой жрецов и воинов – постоянная борьба за первенство.

 

 

 

Средневековье аграрно-ремесленное общество.

Характеризуется не самодостаточностью, а тем, что не могут существовать без связи с другими, потому что основой этого общества является разделение труда. Первоначально – разделение труда между ремесленниками и сельским хозяйством. Это естественно ведёт к возникновению поселений ремесленников, возникают города как поселения ремесленников. Появляются централизованные государства на основе связей с другими городами – как устойчивые связи. Разрушаются касты, превращаются в сословия (они менее замкнутые, там можно стать кем-то). В религии существенные изменения: на смену зоомофорным и антропоморфным богам приходят монотеистические религии (единобожие) – сословность переносится и сюда.

 

Индустриальное общество

Предкапитализм – XIV –XVII вв.

Индустриальный капитализм – XVIII-XX вв.

Постиндустриальный капитализм –  XX-XXI вв.

Главная особенность. Специфика. Индустриальное общество основано на рыночной экономике. Всё, что не укладывается в рыночную экономику, обречено на г

Создать бесплатный сайт с uCoz